Апрель 2009-го года вошел в историю российского поискового маркетинга
– именно тогда «Яндекс» ввел раздельное региональное
ранжирование. Оно было представлено в составе алгоритма
«Арзамас», включавшего 3 региона в России (Москву,
Санкт-Петербург и Россию в целом), а также отдельные выдачи для
некоторых государств СНГ. Чуть позже вышел «Арзамас 1.2»
– отдельное ранжирование включилось также для Екатеринбурга, а
потом – «Арзамас+16», который стал учитывать еще 16
регионов. Фактически это означало появление двух десятков разных выдач
и - соответственно - разных ТОП10 по одному и тому же ключевому
геозависимому слову (что такое «геозависимость» –
читайте во врезке чуть ниже).
Кстати, в действующем сегодня алгоритме «Снежинск 1.1» (он
же «Конаково») количество регионов равно 1250, хотя для
простоты можно пользоваться списком основных (http://search.yaca.yandex.ru/geo.c2n).
О геозависимости запросов
Все запросы пользователей были автоматически разделены
«Яндексом» на геозависимые и геонезависимые. Региональное
ранжирование – то есть выдача результатов, которая зависит от
местоположения задающего запрос пользователя – работает только
для геозависимых запросов. Кстати, местоположение пользователя
определяется по IP-адресу. Пример типичного геозависимого запроса
– «парикмахерская»: пользователь, который вбивает в
«Яндекс» такой запрос, наверняка хочет получить адреса и
сайты парикмахерских, относящиеся именно к его региону. Если он в
Москве – его интересуют московские парикмахерские, если в
Воронеже – воронежские. Конечно, если «Яндекс» может
автоматически дать пользователю более релевантный географически
результат, это будет огромным плюсом для качества поиска.
Однако есть и геонезависимые запросы – например, «скачать
фильм». Логично, что нет никакого смысла делать для разных
регионов разные выдачи по этому и подобным запросам. Поэтому для
геонезависимых запросов действует общая выдача, в которой все сайты
конкурируют без учета в алгоритме ранжирования региональных
коэффициентов. Стоит обратить внимание на интересную закономерность
– запросы типа «слово + город» (например,
«такси екатеринбург») обычно являются геонезависимыми.
Однако лучше всего проводить проверку (в Системе SeoPult она
происходит автоматически – на этапе добавления ключевых
словосочетаний).
Каким образом «Яндекс» разделил миллионы запросов на
геозависимые и геонезависимые – в подробностях не раскрывается.
Важно, что существуют простые способы определить
геозависимость/геонезависимость любого запроса (см. в решениях типовых
задач ниже), и это обязательно нужно делать перед началом продвижения
сайта.
Но что и как нужно делать на практике, чтобы охватить нужную аудиторию
– в том числе и региональную? Разберем несколько типичных
примеров.
Типовые задачи продвижения в регионах
ЗАДАЧА 1:Сайту необходимо попасть в ТОП10 Яндекса в регионе
«Москва». Яндексом автоматически присвоен регион
«Москва».
Геозависимость запросов: среди основных ключевиков есть как
геозависимые, так и геонезависимые.
Яндекс определяет принадлежность сайта к одному из регионов либо
силами редакторов Яндекс.Каталога, если сайт в нем зарегистрирован,
либо автоматическими методами – по IP сервера, на котором
расположен сайт, URL, а также содержанию текста, похожего на
контактную информацию. Поэтому наиболее простой способ помочь роботу
автоматически определить географию ресурса – разместить на сайте
полный (с индексом, телефонным кодом и именем города) и корректный
адрес владельца. Регион вашего сайта можно проверить с помощью сервиса
http://webmaster.yandex.ru/ – после подтверждения прав
управления сайтом по инструкции, размещенной там же.
Есть и второй способ– можно поискать кусок текста главной
страницы или просто адрес сайта в Яндексе, поставив галочку «в
Москве». Если сайт будет найден, то один из регионов сайта
– Москва. Разумеется, то же самое можно делать с другими
регионами.
Целевая аудитория сайта находится в Москве, поэтому конкурировать
придется с московскими сайтами.
Шаг No.1: Необходимо проверить с помощью сервиса webmaster.yandex.ru
принадлежность сайта к нужному региону. Если поисковая система
присвоила сайту регион, например, «Екатеринбург», то
попасть в московский ТОП10 без изменения региона по геозависимым
запросам практически невозможно (об изменении региона – см.
пример No.2).
Геозависимость запроса можно проверить с помощью SeoPult (проверка
осуществляется в шаге «Слова» при создании или изменении
проекта или с помощью сравнения выдачи по разным регионам: если по
какому-либо запросу она отличается (например, в Москве и Петербурге),
то запрос геозависим – и наоборот). Интересно, что ключевые
слова «тушенка», «сгущенка» и «сгущенное
молоко» – геонезависимы, а «консервы» и
«сгущеное молоко» – геозависимы. Согласитесь,
«прикинуть в уме» геозависимость сложно, поэтому мы
рекомендуем её обязательно проверять.
Шаг No.2: Необходимо зайти в SeoPult и проверить в профиле проекта
правильность значений приоритетной поисковой системы (в нашем случае
– Яндекс) и целевого региона (Москва). Если все выставлено
правильно, то на этом все тонкости регионального продвижения в данном
случае заканчиваются – Яндекс присвоил сайту нужный регион, а
SeoPult будет автоматически наращивать ссылочную массу с преобладанием
доноров из соответствующего региона (в данном случае –
московских).
ЗАДАЧА 2:Необходимо попасть в ТОП10 Яндекса в регионе
«Москва». Яндексом присвоен регион «Россия»
(или любой другой неподходящий регион).
Геозависимость запросов: все геозависимые.
Не стоит пытаться пробиться в московскую выдачу по геозависимым
запросам (к примеру, все три основных запроса для этого сайта
геозависимы), если сайту присвоен регион, отличный от
«Москва». Стоит начать и продолжать продвижение, чтобы не
терять время. На результат можно будет рассчитывать после изменения
региона. Существует три способа побороть автоматическую систему
присвоения «прописки»:
Подать запрос с помощью формы в разделе сервиса
webmaster.yandex.ru «Регион сайта» (он находится в пункте
меню «Дополнительная информация). Такая возможность доступна
только для сайтов с ТИЦ более 10. Обратите внимание, что сайт будет
проверять живой человек, модератор. Поэтому выполните требования
поисковика и разместите на сайте страницу с контактной информацией
(предпочтительно) или другими данными, подтверждающими региональную
принадлежность. Если этого не сделать, модератор отклонит запрос на
изменение региона, а вы потеряете время. Если сайт уже присутствует в
Яндекс.Каталоге, то этот способ не работает - необходимо сразу писать
письмо модераторам Яндекс.Каталога.
Добавить сайт в Яндекс.Каталог
(http://yaca.yandex.ru/add_payed.xml). Это платная операция (на
бесплатное добавление может рассчитывать только уникальный и значимый
сайт, а к ним с точки зрения Яндекса коммерческие ресурсы относятся
очень редко). Стоимость добавления – 12 500 рублей + НДС (итого
14 750 рублей). При добавлении в Яндекс.Каталог можно подать заявку на
присвоение сайту до 7 регионов. Но и в этом случае позаботьтесь о
наличии подтверждающей региональность информации (например, телефоны и
адреса офисов в этих регионах или прямое и подробное указание на
возможность доставки туда товаров), иначе в присвоении регионов будет
отказано.
Изменить контактную информацию на сайте (добавить город и телефон
с кодом города) и ждать.
Использовать в коде страниц микроформат hCard. Это позволяет
«скормить» Яндексу контактную информацию в однозначном
виде (то есть поисковику не придется «догадываться», что
есть что – все жестко прописывается в коде). Подробную
информацию по работе с hCard можно найти здесь:
http://help.yandex.ru/webmaster/?id=1111573.
ЗАДАЧА 3:Необходимо попасть в ТОП10 Яндекса в регионе
«Екатеринбург». Яндексом присвоен регион
«Екатеринбург».
Геозависимость запросов: среди основных запросов есть как
геозависимые, так и геонезависимые.
Шаг No.1: После подтверждения правильности присвоения региона сайту с
помощью webmaster.yandex.ru, а также выбора нужного целевого региона в
профиле проекта в Системе SeoPult (в нашем случае это Екатеринбург),
необходимо подтвердить рекомендуемый бюджет продвижения и запустить
проект.
Шаг No.2: После запуска проекта продвижения сайта больше ничего делать
не нужно: Система автоматически отбирает наилучшие для продвижения в
приоритетном регионе площадки-доноры для покупки ссылок. Ссылки
закупаются в рамках бюджета до тех пор, пока продвигаемый сайт не
окажется в ТОП10 (как региональном, так и общем – по
геонезависимым запросам), а далее произойдет стабилизация: SeoPult
потратит ровно столько, сколько нужно для достижения результата.
ЗАДАЧА 4:Необходимо попасть в ТОП10 Яндекса в максимальном
количестве регионов по геозависимым запросам. Яндексом присвоен регион
«Москва».
Геозависимость запросов: все запросы геозависимы.
Шаг No.1: Основные запросы геозависимы, поэтому оптимальный первый шаг
– получить регионы «Москва» и «Россия» в
Яндекс.Каталоге. Однако текущая версия алгоритма Яндекса не жестко
выбрасывает из региональных выдач сайты с другими регионами, а только
учитывает региональность с серьезным весовым коэффициентом в формуле
ранжирования. Поскольку данный интернет-магазин торгует достаточно
редкими товарами, далеко не в каждом регионе у него будет достаточно
конкурентов для жесткой борьбы за ТОП10.
Очевидно, что если привести сайт в порядок по рекомендациям SeoPult и
поставить достаточный бюджет для конкуренции с московскими сайтами
(т.е., просто поставить в профиле проекта основной регион
«Москва» и согласиться с рекомендуемым бюджетом), то сайт
с большой долей вероятности будет в ТОП10 во всех регионах. Конечно,
такой подход работает для низко- и среднеконкурентных запросов. Но
текущая политика Яндекса практически не позволяет одному сайту занять
первые места по высококонкуретным словам геозависимым запросам в
выдачах всех регионов и доминировать повсюду.
Шаг No.2: SeoPult позволяет определить, выгодна ли «война
бюджетов» с конкурентами. Накопив статистику, Система
показывает, какие запросы приносят наибольшее количество посетителей,
сколько стоит «посетитель» (клик) по каждому из запросов.