В
SEO термины «зеркало» и «склейка» имеют важное значение, поэтому каждый
сайтовладелец, самостоятельно продвигающий свой ресурс, должен
разобраться в этом вопросе. В зеркалах и склейке нет ничего сложного,
однако нужно четко представлять себе весь механизм.
С настоящим зеркалом сайта обычный сайтовладелец практически никогда не
сталкивается, потому что крайне редко возникает ситуация одновременного
существования двух и более полных или частичных копий сайта на разных
серверах с разными IP. Это требуется обычно для поддержания очень
больших и высоконагруженных сайтов, к которым одновременно обращаются
тысячи человек.
Указать главное зеркало можно в файле robots.txt с помощью директивы
Host. Эта директива с гарантией работает при выборе зеркала при
настроенном редиректе, а если речь о независимых копиях сайта, то она
лишь является важным фактором для решения поисковика, но не прямым
указанием для него.
Правило для настоящих зеркал: обязательно ставить редирект с
кодом 301 на основное зеркало и прописывать основное зеркало в
robots.txt дополнительных зеркал.
Однако зеркалом часто называют не только физическую копию сайта на
другом сервере, но и один сайт, доступный с разных адресов, то есть
доменное зеркало. Фактически, каждый сайт имеет как минимум одно такое
доменное зеркало, поскольку должен быть доступен как с префиксом www,
так и без. Однако для поисковых систем сайты www.site.ru
и site.ru – это разные домены. Если не принять никаких мер, то
поисковик выберет один из них по своему разумению и сделает главным
зеркалом. Это может повлечь следующую проблему: если на сайт ведут
внешние ссылки с анкорами типа http://www.site.ru/page1.html,
а главным зеркалом поисковик счел домен без префикса www, то внешние
ссылки перестанут приносить пользу: они будут повышать авторитетность
сайта, исключенного из поиска (так как показывается только главное
зеркало). Пользы от этого никакой. Однако такую ситуацию достаточно
легко исправить: достаточно поставить редирект с кодом 301 со страниц
неглавного зеркала на соответствующие страницы
главного. В этом случае передаваемый вес практически не потеряется.
Такой метод объединения страниц с помощью редиректа для переноса веса
иногда называют «подклейкой».
При создании сайта стоит сразу указать основное зеркало в robots.txt всех доменов-зеркал, а также настроить редиректы.
Недобросовестные оптимизаторы иногда пользуются таким приемом
при продвижении низко- и среднечастотных запросов: проставляют ссылки
на свой сайт, а с его страниц делают редиректы на страницы сайта
клиента. Когда клиент решает завершить отношения с оптимизатором, у того
остается достаточно авторитетный сайт со ссылочной массой, а клиент
мгновенно лишается всех ссылок.
Итак, с зеркалами мы разобрались (почитайте еще FAQ
«Яндекса» на эту тему), при этом коснулись и понятия склейки. Склейка –
это когда поисковая система считает два или более документа (страницы)
копиями, поэтому показывает при выдаче результатов только один из них.
Склеить поисковая система может как страницы одного сайта, так и разных,
принадлежащих разным владельцам. Обычно это происходит из-за большого
процента одинакового контента. Как и в случае с зеркалами, поисковая
система определяет главную копию, и именно ее показывает в результатах
поиска.
Внутренняя склейка часто возникает из-за дублирующихся тегов
Title – если описания страниц одинаковые (многие CMS часто делают их
одинаковыми, если не менять их вручную), до шанс непредсказуемой склейки
очень велик. Ведь HTML-код страниц одного сайта очень похож: достаточно
одинаковых тегов Title и какого-то небольшого совпадения в контенте,
чтобы некоторые страницы были склеены. Следует обязательно создавать
индивидуальные TItle и метатеги для каждой страницы, а также избегать
дублирования контента по всему сайту. Еще одна распространенная проблема
– возникновение многочисленных дублей страниц (версия для печати, один и
тот же контент, доступный по разным URL) в некоторых CMS. С этим нужно
бороться: либо настраивать CMS, чтобы она не плодила дубликаты, либо
автоматически подклеивать все дубли к основным страницам с помощью
301-редиректа.
Внешняя склейка – исключение страниц разных сайтов за одинаковый
контент. Необходима как профилактика (при добавлении текстов на сайт
нужно вносить их в форму «Содержимое сайта – Оригинальные тексты» в
сервисе «Яндекс.Вебмастер»), так и расклейка путем переделывания
контента и Title страниц, с которыми это случилось.
Склеить сайты поисковая система может также из-за аффилированности:
из-за совпадения контактных данных и данных во whois домена. В этом
случае поисковик решает, что сайты принадлежат одному владельцу, поэтому
не должны одновременно показываться в выдаче по одинаковым поисковым
запросам.
Выводы
Следите за историей своего сайта, подклеивайте страницы
старых доменов к новым с помощью редиректа. Если страницы выпадают из
выдачи, проверьте, нет ли совпадений по контенту среди новых лидеров с
вашими страницами (то есть не склеилась ли ваша страница с чужой).